VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Исследование темперамента в отечественной психологии

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001501
Тема: Исследование темперамента в отечественной психологии
Содержание
     Содержание
     
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ………………………………………………...4
1.1 ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕМПЕРАМЕНТА В НАУКЕ………...4
1.2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕНИЯ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ…………………..7
1.3 ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА В ПСИХОЛОГИИ……………………………...9
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ТЕМПЕРАМЕНТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ……………………………………………….13
2.1 ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ………………………………………………………………….13
2.2 ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА ЗАРУБЕЖНЫМИ ПСИХОЛОГАМИ………………………………………………………………..18
2.3 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЙ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ, ПО ПРОБЛЕМАТИКЕ ТЕМПЕРАМЕНТА………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….31
     


Введение
     
     Человек постоянно стремился узнать мир, в котором живёт, себя, каждого индивида и субъекта общества отдельно. Этот тяжёлый поиск постоянно сталкивал человечество с серьёзными и важными задачами, которые достаточно трудно объяснить.
     Быстрый скачёк в развитии психологии, который произошел  в ХХ веке, позволил многомерно посмотреть на самые актуальные задачи, стоящие перед человечеством. К этим задачам относятся: индивидуальность, активность, деятельность и т.д. И особенно– темперамент.
     Проблема темперамента вплоть  до нашего времени является очень важной в нынешнем обществе. Это связано со значительными требованиями реального мира согласно взаимоотношению к человеку, с непростыми условиями жизни. И в этом водовороте перемен важно не потерять свою целостность. Всё это может быть за счёт полного изучения индивидуальных характеристик личности и в особенности темперамента.
     Данные задачи активно изучаются почти во всех направлениях психологии в социальной, возрастной, психологии менеджмента, трудовой психологии, педагогической и т.д. Как бы то ни было, нет единой точки зрения касательно понимания, интерпретации, классификации темперамента, его структуры.
     Всё это требует тщательного анализа и изучения для полноценной жизни и деятельности человека.
     Цель настоящей работы является: изучение проблем темперамента в психологии.
     Объект исследования является: темперамент.
     Предмет: проблема темперамента в психологии.
     
     
     
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ
    
     1.1 Общее понятие проблемы темперамента в науке

     Слово "темперамент" происходит от латинского "temperamentum", являющегося переводом греческого слова "krasis", и означает "надлежащее соотношение частей". В Древней Греции считали, что главной причиной отличий в психике и поведении человека является определенное соотнесение жидкостей организма, которых к тому времени было известно только четыре: кровь (отсюда - сангвиник), желчь (холерик), черная желчь (меланхолик) и слизь (флегматик). В настоящее время эти представления имеют чисто исторический интерес.
     Темперамент - совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.
     Существует три сферы проявления темперамента: общая активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.
     Темперамент представляет собой наиболее общую формально-динамическую характеристику индивидуального поведения человека.
     Главные задачи в изучении темперамента связаны с раскрытием его биологических основ, с установлением  его генетической природы. Другие, не менее важные проблемы относятся к поиску и измерению психологических составляющих темперамента, или его свойств, на основе которых строится та или иная типология.
     Не менее важными задачами являются: определение места темперамента в структуре индивидуальности, выявление его роли в развитии характера и общих способностей, изучение темперамента как фактора успешности профессиональной деятельности.
     Гиппократ придумал гуморальную теорию темперамента, а Э. Кречмер и У. Шелдон исследовали связь соматических и темпераментальных характеристик человека. В 20-х г. ХХ в. И.П. Павлов сделал поворот в сторону исследования качеств и типа нервной системы и сравнил их с типологией, предложенной Гиппократом (сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик).
     Изучения, проведенные в школе Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, выявили, что нужен совершенно иной подход к исследованию биологических основ темперамента. Согласно их мнению, следовало бы сосредоточиваться на исследовании отдельных свойств нервной системы, как предлагал Павлов, а не на изучении типов,.
     Согласно суждениям  В.Д. Небылицина, в основе темперамента должны быть "общие свойства нервной системы" (свойства лобных отделов мозга), а не парциальные, анализаторные свойства. Он определил принцип деления единых и парциальных качеств нервной системы: в основе парциальных (частных) качеств находится деятельность анализаторных зон мозга, а единые качества обусловлены особенностью функционирования передней  доли мозга - лобной коры вместе с нижележащими образованиями.
     Анализ психологических качеств темперамента проводился не так активно и удачно. Однако разнообразные предложения о психологических компонентах темперамента все же были. С.Л. Рубинштейн заявлял, что такими представлены импульсивность и впечатлительность. Единую психическую активность, моторику и эмоциональность В.Д. Небылицын приписывал к темпераменту. В.М. Русалов рассматривал темперамент как совокупность формально-динамических характеристик: эргичности, скорости, пластичности и эмоциональности.
     В зарубежных изучениях, в работах Г. Айзенка было дано нейрофизиологическое толкование главных измерений темперамента, среди которых выделялись - фактор экстраверсии-интроверсии и фактор нейротизма. Высокий балл по первой шкале соответствует более высокому порогу активации ретикулярной формации, а низкий - низкому. Другому свойству - нейротизму соответствует уровень активации лимбической системы: повышенный нейротизм, более высокая реактивность на события во внутренней среде организма.
     Три фундаментальные измерения - экстраверсия-интроверсия, нейротизм (эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость) и психотизм относятся к основной факторной концепции темперамента Г. Айзенкова. Резкое возрастание интереса к изучению темперамента у детей является главной особенностью изучения темперамента в зарубежных странах. Наиболее известно Нью-Йоркское лонгитюдное исследование под руководством А. Томаса и С. Чесса.
     Общая активность обуславливается интенсивностью взаимодействия человека с окружающим миром- физическим и социальным. Человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным согласно данным параметрам. Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.
     Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т.п.
     Гуморальная (жидкостная) теория темперамента отобразила определенные составляющие истинного знания и стала своего рода прототипом, моделью нынешних, наиболее развитых взглядов о природных предпосылках индивидуальных отличий. Древние греки не имели информации и не знали всего богатства природных характеристик человека: строения его мозга, свойств нервной системы и т.д. Тем не менее, отталкиваясь от представлений о целостности и единстве организма, они гениально предвидели возможную связь между свойствами организма и свойствами психики. Отсюда исторически сформировалось представление темперамента как такого аспекта индивидуально-психологических различий, который обусловлен преимущественно биологическими свойствами человеческого организма. [18].
     Другими словами, темперамент представляет собой базовую индивидную характеристику человека - нейрофизиологическую и динамическую основу его личности. Это одна из наиболее постоянных характеристик, сохраняющих относительную стабильность на протяжении всей жизни человека.
     Темперамент относится к первичным (наиболее ранним по происхождению и простым по структуре) формам психического синтеза, т.е. объединения разных процессов и свойств, из которых и формируется уникальный целостный человек. Это не просто основная оболочка, но и органическая составляющая многих высших субъектных, индивидуальных, личных проявлений.
     Вопрос о сущности темперамента остается до конца не проясненным, и по этому поводу можно выкладывать только предварительные суждения. С полной уверенностью можно  констатировать только энергетический аспект функции темперамента, признать, что его характеристики, в особенности такие, как эмоциональность и активность, представляют наиболее "энергоемкие" свойства психики.
     
     1.2 История развития учения о темпераменте
     
     В истории развития учения о темпераменте отчетливо выделяются два аспекта: первый связан с трансформацией представлений о биологических основах темперамента, второй - с изменением понимания самих психологических основополагающих темперамента.
     До конца XIX в., считали, что в детерминации темперамента главную роль играют телесные жидкости, в частности свойства крови. И только лишь в начале нашего века произошли резкие изменения в интерпретации биологических основ темперамента. В этом важное значение сыграли работы Э. Кречмера, который предпринял попытку "увязать" характерные черты темперамента уже не с гуморальными системами, а с особенностями строения тела человека. Он заявлял, что каждому типу телосложения соответствует конкретный психологический склад темперамента, или же, согласно его терминологии, характера, а кроме того определенная наклонность к этому или другому психическому заболеванию. Астеникам характерна замкнутость, эмоциональная ранимость, быстрая утомляемость, пикники - люди разговорчивые, общительные, любители хорошо поесть, легко и просто обзаводятся новыми друзьями. Атлеты - агрессивны, властолюбивы.
     Темперамент исследуют с точки зрения его физиологической основы, а также исходя из особенностей его проявления в виде различных психологических качеств и характеристик. При этом первые исследования темперамента были связаны именно с первым направлением - на протяжении длительной истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основами, или физиологическими особенностями организма.
     Эта физиологическая ветвь учения о темпераменте корнями уходит в античный период. Исходя из физиологических представлений того времени Гипократ (V в. до н. э) описал четыре вида темперамента. Считалось, что в организме человека есть четыре главные жидкости, или же "сока": кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Перемешиваясь в каждом человеке в определенных пропорциях, они и составляют его темперамент (лат. - смесь, соотношение). Точное название каждый темперамент получил по названию той жидкости, которая якобы преобладает в организме. Поэтому были выделены следующие виды темперамента: сангвинический (от лат. sanguis - кровь), холерический (от греч. chole - желчь), флегматический (от греч. phlegma - слизь) и меланхолический (от греч. melaina chole черная желчь). [20].
     Но с временем появились мысли о том, какие психические качества должны присутствовать у человека, в организме которого доминирует кровь, желтая желчь и т.д. Отсюда и появились психологические описания - "портреты" разных темпераментов. Коротко осмотрим данные описания, опираясь как на научные, так и на литературные источники (например описания французского писателя Стендаля и немецкого философа Канта). Описания Стендаля содержат все признаки жизненного понятия о темпераментах, которое недостаточно изменилось и по сегодняшний день.
     
     1.3 Типы темперамента в психологии
     
     Выделяют следующие виды темперамента:
     1) Холерик. Стендаль пишет о холерическом темпераменте следующее. "Желчь -единственный из самых своеобразных составляющих в человеческом организме. В химическом отношении данное вещество горючее, белковое, пенящееся. С точки зрения физиолога, это очень подвижная жидкость, сильно возбуждающая и функционирующая аналогично дрожжам". [14].
     Душевные качества данного типа по Стендалю: высокая впечатлительность, движения резкие, порывистые. Человек чувствует практически постоянное чувство тревоги. Чувство душевного благополучия ему совершенно незнакомо: он чувствует спокойствие только в самой напряженной работе. 
     В психологической литературе холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он несдержан. Вместе с тем человек этого типа быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны. Сведя особенности холерика к набору качеств, можно написать следующее
     2) Сангвиник. Сангвиник, по Стендалю, - это "человек с ослепительным цветом лица, довольно полный, веселый, с широкой грудью, которая заключает в себе вместительные легкие и свидетельствует о деятельном сердце, следовательно, быстром кровообращении и высокой температуре". [14].
     Душевные свойства сангвиника: "приподнятое состояние духа, приятные и блестящие мысли, благожелательные и нежные чувства; но привычки отличаются непостоянством; есть что-то легковесное и изменчивое в душевных движениях; уму недостает глубины и силы. 
     Считается, что сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутников, балагуром. Он быстро воспламеняется, но так же быстро и остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Ему присуща доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет. 
     3) Флегматик. Флегматический темперамент присущ больше северным народам, например, голландцам, считает Стендаль. Движения флегматика вялы и медлительны. 
     Душевные свойства: "флегматику совершенно чужда тревога, из которой возникают великие дела, манящие холерика. Его обычное состояние - спокойное, тихое благополучие. Ему свойственна мягкость, медлительность, лень, тусклость существования". [20].
     Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу. 
     4) Меланхолик. Меланхолика, считает Стендаль, отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях. Чувства его лишены непосредственности. "Когда он входит в гостиную, то пробирается вдоль стен. Самую простую вещь эти люди умудряются высказать с затаенной и мрачной страстностью. [14].
     Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, очень страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого не зависит. Меланхолик:
стеснителен и застенчив; теряется в новой обстановке; затрудняется установить контакт с незнакомыми людьми; не верит в свои силы; легко переносит одиночество; чувствует подавленность и растерянность при неудачах; склонен уходить в себя; быстро устает; обладает слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота; невольно приспосабливается к характеру собеседника.
     Темперамент - нейтральный фактор психики. Каждый из описанных выше типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер). Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства и недостатки. Люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато к концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса.
     Напротив, те, кому свойствен темперамент меланхолического типа, отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале. В целом же производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.

     ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ТЕМПЕРАМЕНТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
     психолог темперамент холерик меланхолик
     Основные проблемы в изучении темперамента связаны с раскрытием его биологических основ, с установлением его генетической природы. Другие, не менее важные проблемы относятся к поиску и измерению психологических составляющих темперамента, или его свойств, на основе которых строится та или иная типология.
     
     2.1 Исследование темперамента в отечественной психологии
     В работах последователей И.П. Павлова при изучении нейрофизиологических основ темперамента и индивидуальных различий людей были уточнены и развиты представления о свойствах нервной системы человека. Борис Михайлович Теплов считал неправомерным сводить многообразие индивидуальных отличий к четырем типам: "стремление свести все типологические вариации к четырем основным типам, и, в лучшем случае, переходам между ними, не может способствовать успеху исследования".
     Владимир Дмитриевич Небылицын помечал, что "нет никаких данных в пользу того, что какие-то сочетания свойств нервной системы являются типичными или хотя бы преобладающими. Тем более, нет никаких оснований считать, что таких сочетаний только четыре и что главной задачей экспериментатора, работающего в данной сфере исследования, является деление испытуемых на четыре типа".
     Таким образом, исследования Б. М. Теплова и В. Д. Небылицына показали, что структура основных свойств нервной системы существенно труднее, а число комбинаций значительно больше, чем выделенное И.П. Павловым. Указанные четыре типа темперамента необходимо рассматривать как максимально общие
     Б.М.Теплов и В.Д. Небылицын считали, что учение о классификации типов высшей нервной деятельности И.П.Павлова было явным шагом назад по сравнению с его же идеей об основных  свойствах нервной системы.
     Новые свойства нервной системы были открыты этими же исследователями. Одно из них - динамичность (от этого свойства зависит легкость, скорость образования временных нервных связей); другое - лабильность (от этого свойства зависит скорость возникновения и прекращения нервного процесса). Выделение этих новых свойств стало важным шагом на пути изучения психофизиологии индивидуальных отличий. Исследования в этом направлении продолжаются.
     Другой главный вопрос изучения темперамента это вопрос о соотношении биологических свойств человека, его органической основы с психологическим "наполнением" темперамента. В трудах Б.М.Теплова, В.Д.Небылицына, В.С.Мерлина была развита теория двухаспектности психики, сущность которой заключается в выделении в психике человека двух аспектов: предметно-содержательного и формально-динамического.
     Предметно-содержательный аспект психического представлен образами, идеями, отношениями, мотивами, смыслами, ценностями и т.д. Содержание психического формируется в следствие взаимодействия человека с предметным миром, межличностного взаимодействия, реализации деятельности и общения.
     Формально-динамические характеристики психического составляют черты и свойства психики человека, лежащие в основе его деятельности независимо от ее конкретных мотивов, целей, методов, взаимоотношений и проявляющиеся во "внешней картине поведения" (И.П.Павлов). Динамические особенности психики обусловливаются нейрофизиологическими качествами организма человека. Формально-динамические особенности психики человека и составляют то, что мы называем темпераментом.
     Две самые фундаментальные формально-динамические свойства темперамента человека - общая психическая активность и эмоциональность были выделены в трудах отечественных психофизиологов.
     Свойства темперамента зависят от свойств организма в целом. В современной психологии обще признано, что свойства темперамента, могут изменяться в зависимости от условий развития. Так, например, Вундт (1880 - 1981 гг.) полагал, что у одного и того же человека в разное время могут проявляться все четыре типа, темперамента. Отличие между свойствами темперамента и другими индивидуально-психологическими особенностями может состоять только лишь в том, как, на основе взаимосвязей, условий жизни и деятельности формируется та или иная группа индивидуальных психологических особенностей. [11].
     По сравнению с другими психическими отличительными чертами человека свойства темперамента больше всего устойчивы и постоянны. Специальной особенностью темперамента является то, что разные отличительные черты темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно объединены между собой, образуя некоторую систему, структуру характеризующую тип темперамента.
     Холерический темперамент имеет то достоинство, что дает возможность сосредоточить значительные старания в короткий период времени. Однако человеку с таким темпераментом работе не всегда хватает выдержки при длительной работе. Флегматики, наоборот, не в состоянии быстро сосредоточится и сконцентрировать усилия, но вместо этого обладают способностью длительное время упорно работать, достигая поставленной цели.
     Подобных позиций о равенстве темпераментов придерживались такие крупные специалисты в данной области как Б.М. Теплов и В.Д. Небылицын. Вопрос, какой темперамент является лучшим согласно их точки зрения, неправомерен. Мнение, что бывают худшие и лучшие темпераменты, вредно, с социальной точки зрения и приводит к ничем не аргументированным безнадежным заключениям , особенно в педагогике. [28, 29].
     В структуре темперамента различаются:
     -экстраверсия как зависимость психической деятельности от наличной объективной ситуации;
     -психодинамическая тревожность как предрасположенность к реакции избегания в ожидании угрожающей ситуации;
     -реактивность как интенсивность реакции в ответ на поступающую стимуляцию;
     -импульсивность как скорость, с которой эмоция становится побудительной силой действия;
     -эмоциональная устойчивость как способность к контролю эмоций;
     -эмоциональная возбудимость как интенсивность эмоциональных переживаний;
     -активность как целенаправленная деятельность;
     -фригидность как неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.
     
     Другое направление связано с поиском признаков наследуемости темперамента. В одной из лабораторий Психологического института РАО - в лаборатории психогенетики индивидуальности (рук. И.В. Равич-Щербо) с помощью близнецового метода исследуется динамика генетических и средовых факторов, которые влияют на развитие индивидуально-психологических особенностей у детей различного возраста. Показатель наследуемости выступает как основной индикатор принадлежности той или иной характеристики к темпераменту.
     Непосредственная активность определяется активированностью нервной системы; опосредованный тип активности она связывает с другим полюсом - инактивированностью, которая проявляется в методичности и систематичности действий. Биологической детерминантой этих типов активности является доминантность полушарий.
     Люди с правополушарным доминированием обладают сильной нервной системой, мобильностью, высокой активированностью, развитием невербальных когнитивных функций, активированностью непроизвольной сферы. Они лучше учатся, успешнее работают при дефиците времени (это - сангвиники, холерики). Левополушарные и низкоактивированные люди лучше успевают по гуманитарным предметам, успешнее планируют деятельность, точнее выполняют работу. У них развиты саморегуляция, произвольность и вербальные функции; они обладают слабой нервной системой, более инертны (это - меланхолики, флегматики).
     Согласно данной концепции, темпераментные черты определяют способ существования индивида, выбор оптимальной среды, где способности могут развиваться наилучшим образом.
     Еще одно направление связано с разработкой концепции общих свойств нервной системы как основной детерминанты индивидуально-психологических различий между людьми. Эти исследования проводятся под руководством В.М. Русалова в лаборатории психологии и психофизиологии индивидуальности Института психологии РАН, созданной в 1972 г.В.Д. Небылицыным. Важное место отводится изучению психологических особенностей темперамента и разработке психометрически корректных методов оценки темперамента - Опросника структуры темперамента (ОСТ), который состоит из 105 вопросов, позволяющих получить значения по восьми темпераментальным шкалам - эргичности, пластичности, скорости, эмоциональности в соответствии с двумя аспектами (предметным и социальным миром), и Опросника формально динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ), состоящего из 150 вопросов. Последний опросник оценивает эргичность, пластичность, скорость и эмоциональность в трех сферах поведения: психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной. Правдивость ответов контролируется с помощью шкалы лжи.
     Итак, изучение в научной психологии темперамента имеет длительную историю. Однако и по настоящий день в этой проблеме много неясного и противоречивого. Продолжают обсуждаться вопросы о самой возможности типологизации людей, о количестве человеческих типов, о соотношении типического и индивидуального в человеке, о природных основах различий в поведении людей и т.д. Эти проблемы исследуются в антропологии, в физиологии, в нейрофизиологии и дифференциальной психологии
     
     2.2 Исследования темперамента зарубежными психологами
     
     В зарубежной психологии исследование проблемы темперамента во многом касается тех же вопросов. Это - выяснение генетической обусловленности темперамента, изучение его психических свойств, проблема диагностики формально-динамических свойств психики.
     В Лондонском психиатрическом госпитале, который в течение многих лет возглавлял Г. Айзенк, понятия личности и темперамента рассматриваются как идентичные; изучаются биологические основания психических свойств.
     В этом же научном центре разработаны методы оценки темперамента: EPI - Eysenck Personality Inventory - включает в себя 48 вопросов: 24 вопроса по первой шкале - экстра-интроверсия; столько же вопросов по второй шкале - нейротизм; третья шкала, к которой относятся 9 вопросов, представляет собой шкалу лжи. Всего EPI включает 57 вопросов. EPQ - Eysenck Personality Questionnaire - предназначен для диагносики нейротизма, экстра-интроверсии и психотизма. Состоит из 90 вопросов. Нейротизм - 23 вопроса, экстра-интроверсия - 21 вопрос, психотизм - 25 вопросов, шкала лжи - 21 вопрос.
     Психобиологический подход к исследованию темперамента представлен работами М. Ротбарта (Орегонский университет). В соответствии с этой моделью (М. Ротбарт, Д. Дерриберри) темперамент рассматривается как совокупность многоуровневых свойств и проявляется в действии нейронов, в физиологических характеристиках и динамических (стилевых) особенностях. Свойствами темперамента являются реактивность и саморегуляция. Особой критике подвергается идея авторов о включении в темперамент поведенческих и физиологических реакций. Эти свойства не рядоположены. Так, реактивность является непосредственным поведенческим выражением реакции активации, а саморегуляция связана с адаптацией этой реакции активации к конкретным условиям существования. Реактивность объясняется как интенсивность и характер реакции в ответ на действие стимула. Саморегуляция представляет собой динамические особенности поведения, которые модулируют (снижают или повышают) активацию путем реакций приближения/удаления.
     Варшавская школа (Варшавский университет) представлена регулятивной теорией темперамента Я. Стреляу. Регулятивная теория основана на идее, согласно которой темперамент рассматривается как двухуровневая система. Она включает в себя энергетический уровень (свойства, которые определяются индивидуальными различиями физиологических механизмов, ответственных за накопление и разрядку энергии) и уровень временных параметров (черты, характеризующие протекание реакции во времени - скорость, темп, подвижность, ритм, последействие. Энергетический уровень включает в себя два свойства - реактивность как интенсивность реакции в ответ на стимуляцию и активность как совокупность энергичных и продолжительных действий (моторных, интеллектуальных), выполняемых с определенной целью. Среди временных параметров выделяются скорость реакции - быстрота выполнения действия, темп действия - число реакций в единицу времени, подвижность - способность быстрого перехода от одной реакции к другой при изменении стимуляции, последействие реакции - время, в течение которого продолжается реакция после прекращения действия раздражителя, и ритмичность - регулярность временных интервалов между однородными реакциями.
     Трехкомпонентная теория Пломина и Басса (Штат Колорадо г. Боулдер) построена на понимании темперамента как совокупности динамических особенностей поведения, образующих подструктуру личностных черт. Основными свойствами темперамента можно считать активность, эмоциональность и социабельность.
     Активность - проявление общего энергетического уровня в моторике. Выделено три показателя активности: темп движений, интенсивность и выносливость. Темп связан с быстротой движений (быстрая речь, спешка и др.); интенсивность проявляется в амплитуде и силе движений; выносливость - в способности долго оставаться активным, не уставать, сохранять высокий уровень работоспособности.
     Эмоциональность - проявление двух эмоций: гнева и страха. О страхе говорят в связи с интенсивностью стимула, который способен вызвать страх, а также длительностью последствия, разнообразием ситуаций, которые его вызывают, сопутствующими физиологическими реакциями. Гнев так же определяется по интенсивности стимула, по величине латентного времени, по продолжительности реакции. Положительные эмоции, согласно авторам, не образуют самостоятельных свойств темперамента, т.к являются компонентами активности и социабильности.
     Социабельность обнаруживается в желании быть среди других людей. Она проявляется в стремлении избегать одиночества, в желании устанавливать новые межличностные контакты.
     Пломин и Басс определили, что существует различие во внутрипарном сходстве между монозиготными и дизиготными близнецами. Оно доказывало существенность влияния генетического фактора, но ставило вопрос о том, почему реальная разница между дизиготными близнецами более значительна, чем это можно было бы предполагать гипотетически. Был сделан вывод о том, что различия между дизиготными близнецами усиливаются вследствие разного отношения к ним родителей. Генотип вносит вклад в индивидуальные различия между детьми, но условия, в которых они живут, могут их усиливать, а иногда и, наоборот, ослаблять.
     Исследования, проводимые на детях более старшего возраста (например, подросткового), подтвердили гипотезу о генетической обусловленности эмоциональности, активности и социабильности. Оценка вклада генотипа неоднозначна в разных исследованиях и колеблется от r=0,3 до r=0,5.
     Интерес к близнецовому методу и данные Пломина о важности учета социального фактора в развитии темперамента ребенка поставили вопрос об изучении проблемы детского темперамента. Это - относительно новое и оригинальное направление в исследовании проблемы темперамента, которое представлено работами как зарубежных, так и отечественных психологов.
     В начале 60-х г. под руководством А. Томаса и С. Чесса (Медицинский центр Нью-Йорского университета) было начато лонгитюдное исследование темперамента (с периода младенчества до взрослости).
     В ходе исследования были сформулированы следующие цели:
     1) оценить онтогенетическую стабильность свойств темперамента;
     2) рассмотреть, как обнаруженные в раннем детстве темпераментальные черты проявляются в личностных особенностях ребенка и взрослого;
     3) выявить связь темперамента с адаптаций человека к социальным условиям в детстве и на стадиях взрослости.
     В результате проведения эмпирического исследования было выделено 9 свойств темперамента:
     активность - уровень двигательной активности и соотношение двигательной активности и пассивности;
     ритмичность - предсказуемость времени появления поведенческих реакций, связанных с биологическими потребностями (легко ли ребенок засыпает, принимает пищу и т.д. в одно и то же время);
     приближение/удаление - непосредственная реакция на новые стимулы (приближение связано с проявлением положительных эмоций, а удаление - с проявлением отрицательных эмоций);
     адаптивность - легкость привыкания к новым условиям;
     порог реактивности - уровень и интенсивность воздействия, необходимые для появления реакции (например, насколько должно быть шумно, чтобы ребенок устал);
     настроение - соотношение радостного состояния и состояния неудовлетворенности;
     отвлекаемость - эффективность действия новых стимулов в целях изменения поведения (например, легко ли ребенка успокоить, если он плачет);
     интенсивность реакций - энергетический уровень реакции независимо от ее качества и направленности;
     объем внимания - насколько долго ребенок может заниматься одним и тем же делом и склонен ли продолжать деятельность, если возникают трудности.
     Анализируя отдельные клинические случаи, А. Томас и С. Чесс пришли к выводу, что различные свойства темперамента имеют тенденцию образовывать синдромы свойств. Всего было выделено три синдрома свойств:
     Легкий темперамент характеризуется ритмичностью в возникновении биологических потребностей, положительной реакцией на новые стимулы (приближением), быстрой адаптацией к изменениям, преобладанием положительных эмоций и невысокой интенсивностью их выражения. Дети быстро привыкают ко времени кормления и сна, не боятся чужих людей. Взрослые общительны, легко привыкают к новой работе.
     Трудный темперамент характеризуется неритмичностью в возникновении биологических потребностей, отрицательной реакцией на новую ситуацию, длительной адаптацией к изменениям, преобладанием отрицательных эмоций с повышенной интенсивностью.
     Темперам.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44